В этой статье я проанализирую не весь миф о Золотом Руне, поскольку он очень объемный, информационно насыщенный и разноплановый, и его анализу можно посвятить множество статей и даже книг, а лишь ту его часть, которая описывает непосредственно жизнь Медеи и ее историю любви с Ясоном.
***
«Как живется вам с другою,-
Проще ведь?- Удар весла!-
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове
(По небу - не по водам)?
Души, души!- быть вам сестрами,
Не любовницами - вам!
Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам - хлопочется -
Ежится? Встается - как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
"Судорог да перебоев -
Хватит! Дом себе найму".
Как живется вам с любою -
Избранному моему!
Свойственнее и сьедобнее -
Снедь? Приестся - не пеняй...
Как живется вам с подобием -
Вам, поправшему Синай!
Как живется вам с чужою,
Здешнею? Ребром - люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?
Как живется вам - здоровится -
Можется? Поется - как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?
Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин -
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?»
Марина Цветаева «Попытка ревности»
***
В этом уже ставшем легендой стихотворении мной выделены самые яркие моменты (опять же, не все, для того чтобы помочь читателю не размазывать внимание, а уловить главное) горького женского переживания Медеи, когда ее оставляет ее избранник. Это - переживание несправедливости и нелепой драматичности происходящей ситуации, преданных чувств, поруганной искренности и неоправданных ожиданий. Многим это знакомо, правда?
Кто она, эта женщина? Переходное звено между смертными и Богами, избранная и изгнанная, униженная и величественная, совмещающая в себе противоположности и не находящая себе места в своем странствии.
Миф о Золотом руне, наверное, помнят многие. Если нет, краткое содержание здесь http://rushist.com/index.php/mifologiya/1694-argonavty-kratkoe-soderzhanie-mifa Не буду приводить его полностью во избежание нагромождений в тексте, ибо цель статьи другая.
В одноименном фильме с Марией Каллас в главной роли Медея показана как волшебница, почти богиня, разделяющая и одновременно объединяющая две реальности – обыденную и магическую.
«Медея, вступающая в мир простых людей, снимает свое роскошное облачение, и мы видим, как дочери Пелия складывают снятые металлические украшения, почти вериги, и тяжелые одежды, облачая ее в легкое светлое одеяние. Позже царские одежды получит Главка, получит тем ли иным образом, волшебным или простым, но в любом случае они погубят ее - обычные люди не в силах вынести одежды богов» - выдержка из рецензии Ларисы Йоонас на этот фильм.
Главка была той самой дочерью царя, ради которой Медею оставил Ясон, дабы выправить свое бедственное социальное, экономическое и политическое положение. Простой и удобной во многих смыслах, без ярко выраженной индивидуальности, послушной дочерью своего отца и потенциальной женой выбранного им мужа, т.е. умеющая смиренно следовать судьбе, определяемой во многом другими людьми и духом времени. Ее отличие от Медеи в этом контексте кардинальное, ибо Медея совершенно другая, идущая наперекор всему и всем – и людям, и законам - ради реализации своих желаний и целей.
Архетип Медеи можно отнести к чакре Свадхистане (ведь речь идет о желаниях!), ее архетипической «сестрой» является Елена Прекрасная, отвечающая за внешнюю красоту, роскошь и блеск. Во многом также Медея близка с пугающей Горгоной и свободолюбивой Лилит – теми архетипами, которые вытеснены в коллективную Тень и вследствие этого искажены и демонизированы, но при этом являются очень ресурсными, неся в себе много иррациональной, глубинной силы.
Переживания Медеи – это не просто ощущение покинутости, а еще и то горькое чувство, когда Вас! – уникальную, неповторимую, талантливую, особенную! – променяли на какую-то обычную женщину, простушку, «земную», такую, как все, да еще и ради реализации низменных, с точки зрения Божественного, целей. Женщина в этом сценарии чувствует острое ощущение несоответствия и непонимания того, что же случилось с ее любимым мужчиной, и почему он перестал замечать и ценить в ней эту уникальность. Ради выгоды ли, по глупости ли, или чтоб спастись от надвигающейся опасности, т.е., по-хорошему, из трусости (неготовности вместе с Вами преодолевать эту опасность, неготовности бороться за Вас и за себя рядом с Вами).
Медея, оказавшись в чужой для себя среде, остро ощущает свою инаковость, отверженность, непонимание со стороны общества, в котором она оказалась. Над ней насмехаются и игнорируют, не принимают, боятся. Только любовь Ясона поддерживает ее и не дает сойти с ума в этом испытании.
«Поговори со мной, земля… Поговори со мной, солнце… Поговори со мной, трава… Почему я больше не слышу вас? Говорите! Я хожу по земле, но не узнаю ее, смотрю на солнце, но не узнаю его» (монолог Медеи из вышеупомянутого фильма).
Но потом и эта любовь тоже рушится, и Медея остается ни с чем, в полном одиночестве и отчаянии, без поддержки и помощи, ее идеалы растоптаны, и вся - с таким трудом выстроенная (и выстраданная!) - жизнь рассыпается в труху. Именно эти чувства свойственны многим женщинам, не похожим на других, живущим в своих мирах, но осмелившимся поддаться чувствам к тому, кто не способен эти миры воспринимать.
В чем же заключалась ее главная ошибка?
Она предала себя, фанатично и безраздельно пойдя за не соответствующим ей мужчиной, не увидев (или не захотев видеть) его истинной мотивации. Вложила в него больше, чем он мог ей отдать. Растратила свои сиддхи и ресурс впустую, получив предательство вместо благодарности, раздала направо и налево золото души, свои дары и глубинные ценности, позволила использовать себя и, по сути, просто надругаться. Это – мощная природная ведьма, которая ушла со своего Места Силы, со своей земли, из-под покровительства своих Богов ради простого смертного. Отважного и доблестного воина, конечно, но все же человека из касты иной, нежели она сама. И дело здесь даже не в иерархической системе, выше ее каста была или ниже, а в существенной разности ценностей. Она оказалась слишком «демократична», не приняв во внимание этих различий. То, что необходимо Воину или Правителю, безразлично Магу, и наоборот. Много лишений и испытаний выпало на ее долю, много колоссальных жертв принесла она на пути своего следования за Ясоном. Убийство собственного брата, которого она расчленила и бросила в море, дабы задержать корабли своего отца, гонящиеся за Арго, обман и ограбление самого отца и всего народа, которому данный артефакт – Золотое Руно – давал защиту и урожай. Все это тяжким грузом легло на ее сердце, и даже очистительные обряды, проведенные с ней ее теткой – волшебницей Цирцеей – не избавили ее от этой ноши.
Мы видим в мифе две ипостаси Медеи – могущественная колдунья, представительница магического рода, ведущего свое происхождение от Богов, внучка самого Гелиоса, племянница Цирцеи и жрица (в другой версии мифа - внучка) Гекаты, и поддавшаяся земным страстям женщина, которая полюбила, пошла за своими чувствами и очень сильно от них пострадала. В итоге все ее жизнеописание являет собой острый конфликт двух реальностей, как внешний, так и внутренний. Помимо конфликта, здесь еще имеет место психологическая проблема дезадаптации, ибо мир, в который она проследовала, не принял ее, не смог оценить ее по достоинству – но не на пустом месте, а из-за того, что она дала пространству такой повод, обесценив себя сама.
Ресурсная ипостась Медеи включает такие качества, как искренность, сила желания, творящая ярость, раскрепощенная сексуальность, страсть, свобода в помыслах и поступках, разрешение себе быть собой, мудрость, женская магическая сила – сила «нижнего» потока, выносливость, умение действовать решительно, «сила змеи» - хитрость и гибкость, причастность к тайным знаниям.
В нересурсной ее ипостаси проявляется уже другое… Фанатизм, растрата себя, потеря собственной ценности, ослепление деструктивной яростью, впадание в любовную зависимость, саморазрушение, гнев, непоследовательность, желание «рубить сплеча», невозможность остановиться, драматизация, впадание в крайности – «все или ничего», состояние, когда деструктивные переживания нарастают как снежный ком, подхватывают и уносят лавиной.
Тарологически разъяренной Медее по состоянию соответствует перевернутая 5 Мечей, а по характеру - Дама Мечей, также в перевернутом положении, которая в ярости и мести не пожалеет никого и ничего, в том числе и себя, и своих детей, и свое будущее. Перевернутые мечи сопровождают ее и символически – в мифе она, по одной версии, заколола своих детей кинжалом, в другой – подожгла дворец, в котором они находились (стихия Огня в понимании автора также соответствует масти Мечей).
С помощью силы этого архетипа можно решить множество разных задач. Например, защитить себя от несправедливых нападений, обид и притеснений. «Дать сдачи», вернуть другому причиненный негатив (в том числе и магический), в противовес христианскому «подставлению другой щеки», ибо жизнь такова, что «простить» далеко не всегда возможно, да и целесообразно тоже. Перепрожив для себя миф по-другому, можно выйти в Медею с адекватной самооценкой, и тогда вместо «неблагодарного смертного» Вы притянете мужчину, в своей силе и уровне сознания соизмеримому с Божественным (сразу оговорюсь, здесь НЕ идет речь о привороте, если вдруг кто об этом подумал). Архетип очень мощный для женских магических практик и вообще для ведьм. Ресурсная Медея олицетворяет глубинную (не социальную!) справедливость, равенство в отношениях, внутреннюю ценность женской уникальности, связь с Богами и силами природы. Она сама – их продолжение.
Еще архетип Медеи может помочь уникальной женщине принять себя и перестать «чинить то, что не сломано». Этим очень часто страдают те, кого осудило общественное мнение или значимые люди, не способные выдержать или вместить стихийную природу и силу таких женщин, и кто принял это осуждение как должное, навесив на себя ярлык «гадкого утенка» и изгоя. А ведь осуждение проистекает из страха и слабости, неготовности с этой силой взаимодействовать, на самом-то деле…
Напоследок хочется дать напутствие: женщинам – цените свои уникальные дары и не позволяйте себя использовать, а мужчинам – 10 раз подумайте, прежде чем несправедливо обижать женщин. Особенно ведьм.